17.10.2019 г. — Встреча с Александром Александровичем Шевцовым

17.10. 2019 г. в помещении Центральной библиотеки №15 имени Ключевского состоится встреча с читателями историка, доктора психологических наук Александра Александровича Шевцова

Тема встречи: "Искусство сказывания сказок. Памяти Александра Владимировича Пыжикова посвящается".

Из жизни ушел замечательный человек Александр Владимирович Пыжиков,
19 сентября мы простились с человеком, но его книги остались с нами.
Приносим искренние соболезнования всем родным и друзьям писателя.
«Не умер только тот, чей отклик есть в других, - кто в этом мире жил не только жизнью личной». Н. А. Морозов

Начало в 19:00, просьба приходить несколько заранее.

Адрес: г. Москва. Большой Факельный пер., д. 3, стр. 2 (3-4 минуты пешком от метро Марксистская).

Регистрация на встречу также возможна по телефону: 8-499-350-17-79.

ВНИМАНИЕ! Количество мест ограничено!

Убедительная просьба, заявки на встречу оставлять только, если точно уверены, что придёте на встречу.

Наличие распечатанного билета необязательно для посещения мероприятия.

 

Уважаемые участники встречи!

На мероприятии можно будет купить книги издательства Роща и книги Александра Владимировича Пыжикова.

Если вы хотели бы гарантировано их приобрести либо вас заинтересовали иные книги из нашего ассортимента, просим вас заранее оформить заказ на этом сайте. Мы с радостью доставим ваш заказ на встречу!

Внимание! Видеосъемка на мероприятии запрещена.

О предыдущих встречах с авторами вы можете прочитать в разделе сайта "Встречи с авторами".

Вы можете купить книги:

text_reviews

Книга "Грани русского раскола" – это новый исследовательский взгляд на события российской истории XVII века, который абсолютно не вписывается в господствующую историографическую традицию. Раскол – изученное явление в российской истории, но официальная наука мало представляет, какой была народная реальность, выделяя на долю старообрядцев всего 2% от численности населения империя.

Однако в XVII веке русское общество оказалось расколото на два непримиримых лагеря: приверженцев старого обряда и последователей реформ патриарха Никона. Россия разделилась внутри себя: на географической карте страна была единой, на деле же образовались два социума, чьё религиозное размежевание обрело различную социальную и культурную идентификацию. Подобный расклад повлиял на все стороны русской жизни: социальную, культурную, экономическую.

Автор книги "Грани русского раскола" Александр Пыжиков взял на себя нелёгкую работу – вытащить старообрядчество из религиозного чулана и показать, что это не маргинальное явление. Старообрядчество не принимало навязанные государством единоверие, новую вертикаль власти и "хождения в народ" российской интеллигенции. Оказавшаяся на периферии административной и экономической системы, большая часть населения устраивала своё существование на совершенно иных принципах, чем их властители. Распространение либерального духа и политические предпочтения крупного купечества привели его и к союзу с новыми силами. А хозяйственные инициативы старообрядцев определили динамику купеческо-крестьянского капитализма.

Задача книги – показать влияние, которое имел религиозный раскол на ход отечественной истории после XVII столетия, и придать изучению старообрядчества новые смыслы. Несмотря на гонения, старообрядческий проект всё-таки состоялся, но уже в исторических рамках советской России. Купеческий клан финансово поддержал оппозиционные группы, ратовавшие за ограничение или свержение монархии, за утверждение либерально-конституционных принципов. И истоки событий 1917 года искать следует именно в XVII веке, откуда нам и предстоит начать осмысление особенностей самобытного российского пути.

Обзор на книгу "Грани русского раскола" от портала "Читаем вместе". Апрель 2013

Александр Пыжиков предлагает новый взгляд на место и роль старообрядчества в русской истории. Прежде отмечали экономическую роль купцов-старообрядцев и некоторое влияние староверов в "бунташных", а позже – в антиправительственных движениях. Пыжиков идет значительно дальше: по его мнению, русский раскол вполне сравним с европейской Реформацией, разница лишь в том, что в России "образовались два социума с различной социальной и культурной идентификацией". Обстоятельство это всегда игнорировалось и властями, и образованными слоями общества – утвердилось мнение, что православные в массе своей согласились с реформами Никона, и лишь малая их часть осталась верна старому обряду. На деле все было совсем не так, и большинство простых людей "не хотело иметь ничего общего с государственной церковью".

По сути, в XVIII–XIX веках старообрядцы создали очень влиятельное теневое общество, занявшее ключевые позиции во многих отраслях экономики, причем купцы-миллионеры были не столько удачливыми предпринимателями, сколько легальными представителями этой теневой структуры, управленцами, которых "община наделила соответствующими полномочиями" и которые вели хозяйство не столько для извлечения прибыли, а "для противостояния никонианскому миру". Это привело к жесткому давлению на старообрядческий капитал со стороны властей и способствовало его эволюции от "экономического отделения русской партии" к либерализму и даже радикальной оппозиции. В частности, Пыжиков подчеркивает роль старообрядческого капитала в организации вооруженного восстания в Москве в декабре 1905 года. Более того, автор убежден, что реальными движущими силами революции 1917 года и силой, что позволила большевикам выйти победителями из Гражданской войны, стали не принимавшие идеи частной собственности "различные староверческие согласия и толки, которые пронизывали народные массы".

text_reviews

Почему центром всей российской истории принято считать Киев и юго-западные княжества? По чьей воле не менее древний Север (Новгород, Псков, Смоленск, Рязань) или Поволжье считаются как бы второсортными? В этой книге с беспощадной ясностью показано, по какой причине вся отечественная история изложена исключительно с прозападных, южно-славянских и польских позиций. Факты, собранные здесь, свидетельствуют, что речь идёт не о стечении обстоятельств, а о целенаправленной многовековой оккупации России, о тотальном духовно-религиозном диктате полонизированной публики, умело прикрывающей своё господство. Именно её представители, ставшие главной опорой романовского трона, сконструировали государственно-религиозный каркас, до сего дня блокирующий память нашего населения. Различные немцы и прочие, обильно хлынувшие в элиту со времён Петра I, лишь подправляли здание, возведённое не ими. Данная книга явится откровением для многих, поскольку слишком уж непривычен предлагаемый исторический ракурс.

Цитаты из книги

Борьба с языческой верой

Не стоит забывать и попытки немцев в ХII-ХIII веках закрепиться под эгидой христианства в языческой Литве. По описанию тех же романовских историков, здесь велась уже ожесточённая борьба с коренным населением. Рассказы об агрессии папства, о притворно крестившихся местных народах, о восстаниях против католических орденов – излюбленная тема Ключевского, Соловьёва и др. Но вот когда речь заходит о юго-западной колонизации в центральной части современной России, то тут презентуется благостная картина.

Геополитическая конструкция

Если называть вещи своими именами, то афонские технологи планировали, с одной стороны, с выгодой для себя "окормлять" огромные территории, а с другой – сбыть объединённый религиозный актив в лице "варварских территорий" тому же Риму в уплату за поддержку Византии в борьбе против неверных. Отсюда та настойчивость, с которой поставленные Константинополем митрополиты проводили религиозное сплочение "всея Руси.

"Троянский конь" во власти

Инструментарий Смуты следует дополнить ещё одним фактором, который поможет осмыслить реалии той поры. Понятие пятой колонны ранее было абсолютно неприемлемо, поскольку резко противоречило историографическому концепту. Из кого она состояла, какие интересы связывали её с поляками? – подобные вопросы не могли быть даже поставлены в рамках утвердившейся со времён Нового летописца схемы. О существовании в московских элитах со времён Василия III пропольской группировки, костяк которой состоял из литовско-украинских выходцев, старались вообще не упоминать. Властные претензии последних были перечёркнуты опричниной, после чего последовали четыре десятилетия прозябания на задворках власти. Самостоятельно вернуть утраченные позиции, не говоря уже о большем, не представлялось возможным.

Режиссёры раскола

Нашу церковь силой вбивали в новый религиозный формат: от предания анафеме старых обрядов до требования священникам облачаться по греческому покрою. Всё это производило настолько тяжёлое, удручающее впечатление, что даже романовские историки констатировали нетактичность происходившего. Стремясь минимизировать негатив, они подчёркивали, что избыточная суровость могла стать только делом чужих рук, то есть греков, заправлявших ходом собора. Тем самым из-под критики выводились украинские церковные деятели, которые как бы оказывались в тени.

Окно в Европу: окно Овертона в действии

С Петра I отчуждение романовской элиты от населения только нарастало, чему способствовал бурный приток иностранцев. Если в царствование Алексея Михайловича эти процессы только набирали силу, то при Петре развернулись во всю мощь. Любовь ко всему иноземному отличала государя буквально с пелёнок.

Архитекторы Белого движения России

Крах царизма ознаменовал конец украинско-польского засилья в верхах. От этого выиграли все те многочисленные народы, на эксплуатации которых в течение двух с лишним веков паразитировала романовская элита. Однако, оставить без сопротивления давно облюбованную колонию, именуемую Россией, эти господа не желали. Если посмотреть, кто пытался задушить молодую советскую республику в зародыше, то украинско-польско-немецкий оскал поверженных хозяев отчётливо проявляется. Они с остервенением бросились выправлять положение. А потому нужно вспомнить лидеров Белого движения, которое, как нас уверяли и уверяют, вобрало в себя "лучших сынов родины", истинных патриотов России.

КГБ против украинской группы

Андропов намеревался вытеснить с партийно-советской верхушки оккупировавшие её украинские кадры. Он успел провести отставки не просто сильных, но и знаковых фигур этого клана, хозяйничавшего в стране. Речь о министре внутренних дел Н.А.Щёлокове и первом секретаре Краснодарского крайкома КПСС М.Ф.Медунове. Падение закадычных брежневских друзей означало, что вскоре очередь дойдёт до многих. Андропов прекрасно понимал, что имеет дело не с чем иным, как со вторым изданием украинской группы. Если она чем-то и отличалась от брежневской, то только тем, что называлась "русской партией", да неуёмной тягой к РПЦ, где также заправляла братская им украинско-южная группировка. В остальном же эти хлопцы мало чем отличались от тех, кого Андропов собирался выдавливать с партийно-советских верхов. Окажись у кормила власти, эти "русские патриоты" благополучно продолжили бы паразитировать на стране, культивируя церковно-селянский дух в стиле дореволюционного черносотенства.

Монархический проект в наше время

Сегодня те же силы, оправившись от советского удара, разъев СССР изнутри, жаждут возобновить своё господство, трезвоня о возвращении к "коренному", то есть к тому же государственно-церковному всевластию. На наших глазах вновь воспроизводятся монархическо-православные механизмы, обкатанные при Романовых. И этому нельзя положить конец, пока отечественная история будет находиться под их неусыпным контролем.

text_reviews

Книга доктора исторических наук, профессора МПГУ Александра Пыжикова "Взлёт над пропастью. 1890-1917 годы" посвящена последним трём десятилетиям Российской империи. На этом историческом отрезке сконцентрировалось всё: нерешённые вековые проблемы; попытки создать условия для нового индустриального рывка; яростная борьба не желавших сдавать позиции представителей старого мира – олигархов, купцов, паразитической аристократии; алчность и истинные намерения наших союзников по Антанте, для которых Россия – лишь лакомый кусок.

Это было время выбора пути, когда медлить – смертельно опасно. Ощущая сползание страны в экономическую пропасть, Николай II приводит к власти новую управленческую элиту с принципиально иным отношением к государству. Они разрабатывают и начинают претворять поистине великие реформы в важнейших сферах жизни: наконец-то намечен собственный путь развития, достойный великой державы. Кто стоял за прогрессивной модернизацией?

Неужели у России был реальный шанс превратиться в настоящую "фабрику мира"? Это было время потрясающего взлёта над экономической пропастью. Подготовка к запуску новой экономической модели вызвала невиданную озабоченность у союзников по Антанте. Потом началась Первая мировая война, а затем и Февральская революция…

Прошло чуть более 100 лет – и перед нами та же острота вызовов и нерешённых проблем российского общества. На повестке дня — необходимая историческая легитимация государственного курса. Курса, возвращающего современную Россию в её собственный цивилизационный контекст.

Надеемся, данная книга будет шагом в этом направлении.

text_reviews

О революции и Сталине написано многое, но в данной работе автор предлагает по-новому посмотреть на нашу историю. В основе книги - взгляд на различие ленинского и сталинского большевизма. Эти два течения имели разные истоки, социальную базу, идейные устремления. Не будет преувеличением сказать, что объединяла их только внешняя "вывеска" и набор общих лозунгов, чем во многом и ограничивается их схожесть. Понимание этого обстоятельства открывает новые горизонты не только с научной, но и с практической точки зрения. Позволяет более глубоко осмыслить бурные события отечественного XX века. Книга будет интересна всем, кому не безразлична история своей страны.

text_reviews

Сборники двух известных собирателей старины вошли в шестнадцатый том сказок серии. Два одноименных тома отличны своим способом собирания. Богдан Бронницын записывал сказки "из уст" рассказчика, Иван Петрович Сахаров перепечатывал их с рукописей.

Но про свои сборники могут кратко сказать сами авторы:

"В них замечателен склад рассказа, представляющего по большей части сбор разномерных русских стихов. Самое содержание сказок мне показалось любопытным, представляя изобретательность воображения при всей простоте народной речи". Богдан Бронницын.

"Мы, русские, еще с детских лет свыклись с своими сказками, еще с детских лет привыкли к языку, к преданиям, к чудным рассказам, ко всему, что только было в наших сказках. Тогда восхищали нас не язык, не народные предания; нас обольщали чудные рассказы, нас удивляли невероятные былины". И.П. Сахаров.  

text_reviews

В настоящем издании впервые с наибольшей полнотой представлено фольклорное собрание Ольги Эрастовны Озаровской - талантливой писательницы и влюбленной в свое дело фольклористки-собирательницы "cловесного жемчуга" живой севернорусской речи.

Помимо вошедших в золотой фонд русского народного творчества "Пятиречия" и "Бабушкиных старин", в настоящем томе помещены ранее неизвестные широкому читателю редкие записи былин, баллад, духовных стихов и скоморошин 1915-1921 гг. из архива О.Э.Озаровской.

Все материалы собраны на Русском Севере. Уже в начале XX века найти хранителей старины казалось неосуществимым желанием по нескольким причинам, но ее мечта сбылась.

СОДЕРЖАНИЕ

БАБУШКИНЫ СТАРИНЫ

1. Бабушка Марья Дмитриевна Кривополенова
2. Бабушкины старины
3. Соловей Будемерович и Запава Пугевисьня
4. Илья Мурович и Калин царь
5. Илья Мурович и чудище
6. Молодость Добрыни и бой его с Ильей Муровичем
7. Купание Добрыни и бой его со змеем Горынищем
8. Иван Грозный
9. Смерть князя Долгорукого
10. Князь Дмитрий и Домна
11. Молодец Добрыня губит невинную жену
12. Князь Михайло
13. Усишша
14. Кастрюк
15. Небылица

Духовные стихи
16. Вознесение
17. Микола
18. Михайло Архангел
19. Егорей
20. Сон Богородицы
21. Заговоры
22. Заговор на зубную боль
23. Заговор на прикос (хоть и на грыжи)

Песни
24. Талань
25. Виноградьё большое
26. Виноградьё малое
27. Сказки
28. Череп-терем
29. Лисиця и петух
30. Горшочек лихо мыть
31. Сказка
32. Мелодии

ПЯТИРЕЧИЕ
От автора

День первый. Сказки о верной любви
1. Верная жена
2. Моряжка.
3. О Новой Земле
4. Нареченна невеста
5. Князь Роман и Марья Юрьевна
6. Вор-кабаньище
7. Сороцькая быль
8. Красавица под флером
9. Шишка
10. Укрощение строптивой

День второй. Любовные измены и утехи
1. Гость Терентьище
2. Черти в бочке
3. Жонкина верность
4. Никола Дупленьский
5. Чурило Пленкович и
6. Василий Пермята
7. Поп и дьякон
8. Панья
9. Кожа
10. Козаченько
11. Золоченые лбы

День третий. Волшебные сказки
1. Еруслан Лазаревич
2. Принятой
3. Спасенная девица
4. Богатый купец и сколотный сын
5. Ерш
6. Вехорь Вехоревич
7. Царевнина талань
8. Ай-брат
9. Григорей Высота
10. Волшебное кольцо

День четвертый. Сказки о матери
1. Соломбальская быль
2. Сын к матери
3. Мать и львица
4. Вавило и скоморохи
5. Талань
6. Иван Запечельник и богатырица
7. Безручка
8. Падчерица и дочи
9. Дороня
10. Дурень

День пятый. Сказки о труде
1. Гордая царевна
2. Неожиданность
3. Предея
4. Хозяюшка
5. Гибельное описание
6. Жерновца
7. Ваня и Даша
8. Лешева репа
9. Куроптев
10. Догада
11. Прибавление
12. Алфавитный указатель сказок, их подлинных
исполнителей и записавших лиц
13. Указатель сказочных сюжетов

ЭПИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

Песенно-эпический фольклор из собрания О. Э. Озаровской.
Былины
1. Первая поездка Ильи Муромца
2. Илья Муромец и станичники
3. Сокольницек
4. Бой Добрыни с Дунаем
5. Стих о Добрыне и Дунае
6. Женитьба Владимира
7. Владимир-жених
8. Дунай
9. Иван Гордеевич
10. Василий-пьяница и Курган-царь
11. Сватовство татар к Настасье Володишне
12. Сорок калик
13. Былина о сорока каликах Старины, баллады
14. Козарин
15. Иван Гостиный сын
16. Дунаюшка
17. Митрия
18. Михайло
19. Князь Михайло
20. Князь Василий и старицы
21. Князь, княгиня и старицы
22. Князь Роман жену губил
23. Братья-разбойники и сестра
24. Казак убивает неверную жену
25. Молодец в темнице
26. Муж-солдат в гостях у жены
27. Спасение полковника на море
28. Надёжинька
29. Корчма польская Духовные стихи
30. Голубиная книга .
31. Алексей человек Божий
32. Стих об Алексее человеке Божьем
33. Страшный суд
34. Расставание души с телом
35. Грешная душа
36. Заговор на любовь молодцев

Небылицы. Пародии.
Скоморошины
37. Лединушка
38. "Скоморох ходил по улице"
39. Негодяй
40. Муж наказывает жену
41. Перегудка
42. Смерть и похороны комара
43. Барыня и казак
44. Купался Иван

text_reviews

Издание "Северных сказок", объединившее записи с 1884 по 1907 г., было удостоено большой золотой медали РГО. История создания сборника такова, что уже наполовину набранный сборник пополнялся вновь поступающими материалами, что изначально исключало строгое соблюдение предложенного Н.Е.Окчуковым принципа систематизации материала.

В настоящем издании тексты сказок, впервые выверенные по доступным материалам архивов РАН и РГО, представлены записями разных по своим целям, задачам, научной подготовке и опыту собирателей (Н.Е.Ончукова, А.А.Шахматова, М.М.Пришвина, Д.Георгиевского).

ОГЛАВЛЕНИЕ

Содержание 1-го тома
Сборник Ончукова Н.Е.
Северные сказки
Полное собрание русских сказок. Вводное слово автора серии сказок — А.А. Шевцова
Труды и дни Николая Евгеньевича Ончукова.
Вступительная статья Н.Л. Налепина
Предисловие. Н.Е. Ончуков
Сказки и сказочники на Севере. Н.Е. Ончуков

Архангельские сказки
Записи Н. Е. Ончукова

Чупров Алексей Васильевич
1. Ерш
2. Царь-чернокнижник
3. Иван-царевич и девица-царица
4. Федор Водович и Иван Водович
5. Фёдор-царевич, Иван-царевич и их оклеветанная мать
6. Горчёв, Поляк и неверная жена
7. Царь и Черепан

Вокуев Анисим Федорович
8. Иван-царевич в подземном царстве.
9. Чудо чудное
10. Прибакулоцька-прибасеноцька
11. Лисица, петух и журавль
12. Иван злосчастный, мужик бессчастный
13. Купеческая дочь и разбойники
14. Сиротина — собачий хвост
15. Белобородый старик
16. Два из сумы
17. Царь и вор
18. Царь, старик и бояра
19. Небылица — сорок братьев ездили отца крестить
20. Небылица
21. Небылица
22. Исповедь
23. Рассказ зырянина
24. Устьцылёмы над пустозёрами смеются
25. Зыряне смеются над устьцылёмами
26. Год такой

Носов Алексей Андреевич
27. Иван Быкович

Поздеев Петр Родионович
28. Марк купец богатый
29. Бывальщина.
30. Зырянская вера.

Ксения Поздеева
31. Никита — городам бывалец, землям проходец
32. Мужик и бес
33. Прибакулоцька, прибасёноцька.

Поздеев Василий Никитич
34. Иван медвежье ушко

Поздеев Роман Григорьевич
35. Иван купеческий сын

Шишолова Марья Кузьмовна
36. Кот, дрозд и петух
37. Старик, старуха и лисица
38. Алексанушко
39. Жених-еретик

Шишолов Василий Дорофеевич
40. Смерть
41. Поп и Николай чудотворец
42. Поп и три брата работника
43. Поп и прохожий

Чуресанова Матрена Андреевна
44. Сестра-убийца

Кисляков Иван Никитич
45. Муж-еретик и разбойники

Марков Павел Григорьевич
46. Сын Давыда — Солjман

Дитятев Алексей Иванович
47. Богатыри
48. Федор Бурмаков
49. Царь Пётр и хитрая жена
50. Костя
51. Прибакулочка
52. Прибакулочка
53. Скороговорка
54. Скороговорка

Никитина Анна Семеновна
55. Медведь и три сестры
56. Вшивыя башмачки
57. Данило-царевич и Настасья-царевна

Чалков Степан Кузьмич
58. Иван Репников
59. Вор-Барма Деревенской и Шиш Московской

Дементьева Наталья Михайловна
60. Посулёныш Царю-самоедину
61. Мать робенка съела
62. Жена над мужем
63. Безграмотная деревня
64. Болезнь
65. Чудесная утка
66. Иван крестьянский сын
67. Мужик и чорт
68. Иван Запечин
69. Соломенный купец
70. Выбор невесты
71. Сестрица просела
72. Рыбьи головы
73. Ивашко Кочевряжко
74. Князь и Княгиня
75. Царь Агапий и дочь его Елизавета
76. Как мужик свою бабу выучил
77. Как братья клад искали

ОЛОНЕЦКИЕ СКАЗКИ
Записи А. А. Шахматова

78. Иван Попович и прекрасная девица
79. Иван Медведев
80. Оклеветанная сестра
81. Попадья, дьячек и работник
82. Поповна и монахи
83. Баба чорта обманула
84. Чесалка
85. Замахнись, а не ударь
86. Чернокнижник
87. Хлоптун
88. Иван-царевич и серый волк
89. Летающий сын
90. Садко
91. Иван безчастный
92. Вор Мотрошилка
93. Попадья и разбойники
94. Старуха отгадчица
95. Лихая баба и чорт
96. Проклятjй внук
97. Братья разбойники и сестра
98. Мать убийца
99. Я, аль не я?
100. Дочь и падчерица
101. Плотник Микула и его жена
102. Глиняный паренек
103. Копыл, рогожа, лопата
104. Жалостливая девка
105. Репка
106. Куда с бабой
107. Иван Ветрович
108. Мороз
109. Поп и работник
110. Рыцарь Ларонт
111. Чудесный бочонок
112. Иван Царевич и старик медный лоб
113. Чудесный огонь
114. Женщина монах
115. Гость
116. Иван царевич-и Марья Королевна
117. Соромское ремесло
118. Демьян и Кузьма
119. Христов крестник
120. Жена из могилы
121. Иван седьмой
122. Полесники разбойники
123. Чортов работник
124. Смел да удал
125. Царь Иван Васильевич и сын его Федор
126. Купеческий сын и соловей
127. О лаптю курё, по куряти гусё
128. Соломонида златоволосая и козел
129. Одноглазка, двуглазка и треглазка
130. Обжора
131. Шут
132. Семеро из бочки
133. Колобок
134. Пантелей
135. Вошиная хата
136. Илья Муромец
137. Смех и слёзы
138. Поп исповедник
139. Никола Дубенский
140. Поп и ночлежник
141. Празник Окатка
142. Поп теленка родил
143. Поросячьи имена
144. Насмешки
145. Иван-царевич и купеческая дочь
146. Приданоё
147. На роду написано
148. Судьбы на коне не объедешь

Содержание 2-го тома
Сборник Ончукова Н.Е.
Северные сказки


Записи учителя Д.Георгиевского

Предисловие
149. Петух, кот, свинья, баран
150. Медный лоб
151. Слуга Егерь
152. Благодарный мертвец
153. Иван да Марья — дети купеческие
154. Елена Прекрасная и мачеха
155. Иван Несчастный
156. Солдат доброволец
157. Бедный жених
158. Правда и Кривда
159. Судьба
160. Барма
161. Хмель
162. Колпак золота
163. Что дальше слышно?
164. Беспечальный монастырь
165. Старинный поп

Записи М.М. Пришвина

Предисловие
166. Иван-царевич в Подсолнечном царстве
167. Лесовик
168. Вор
169. Благодарность покойника
170. Пропавший молодой
171. Любитель сказок
172. Иван Рjгуэн
173. Священник и дьявол
174. Мужик-медведь
175. Кум и кума
176. Горбушка
177. Приплыш
178. Волочашка
179. Про лешего
180. Видения вдовы
181. Федор Кормаков
182. Вавилон-город
183. Фома и Хавронья
184. Купеческая дочь и дворник
185. Ослиные уши
186. Старик за сто лет
187. Осип-царь
188. Кафтан с золотом
189. Святой работник
190. Мышонок
191. Ворожея
192. Берестяный клуб
193. Чудные имена
194. Шишко и старцы
195. Старик и крестьянин
196. Самосожжение
197. Вор Мамыка
198. Рассказы про лешего
199. Лопарь на небе
200. Кит-камень на Имандре
201. Город Лынь-Лан-нынч
202. Остров Кильдин
203. Вик варач

Записи Н.Е. Ончукова
Олонецкая губерния

Калинин Павел Михайлович
204. "Ездок и Коновал" или "Конь"
205. Бабьи заповеди
206. Поп и работник
207. Предание о Пfдмозере
208. Как не стыдно?
209. Кирасиры, поспевай, гренадеры, подпирай

Иванов Иван Яковлевич
210. Слепая невеста
211. На глазах у попа
212. Невестины загадки
213. Тороча
214. Смеются над Корелами

Неизвестная старушка
215. Петух и курица
216. Нёбо пало

Медведева Ириша
217. Невестины загадки
218. Настасья прекрасная и Егибиха

Странница
219. Решето
220. Перстень
221. Поп, попадья и дьячок

Неизвестный
222. Ворожея
223. Барин и плотник
224. Дуня и Маша
225. Чертова благодарность
226. В работниках у лесного
227. Большая Лумпа
228. Колдун и священник
229. Бочка с золотом
230. Рыбий клеск
231. Чертовы коровы
232. Легенды про Панов

Архангельская губерния

Кашин Петр Максимович
233. Поп Пасху забыл
234. В няньках у лешего
235. Рассказы про лешего
236. Подойник
237. Как звали?
238. Прибалутка-скороговорка
239. Прибалутка
240. Прибалутка

Кашин Григорий Петрович
241. Сам с ноготь, борода с локоть
242. Филосjф и Калика
243. Деревянный орел
244. Солдат и три офицера
245. Вор Афоныга
246. Повар и графиня
247. Жена колдунья
248. Забытый на Новой Земле
249. Нужда
250. Голодный поп
251. Я, Никого, Караул
252. Бабье пятно
253. Попадья по-немецки заговорила

Макаров Илья Николаевич
254. Козел и баран
255. Загадки
256. Иван Иванович
257. Шантрzп
258. Заячий пастух
259. Чухfрь
260. Рождество или Пасха?
261. Поп и леший
262. Церковная служба
263. Старухина молитва
264. Жену выпытал
265. Присказулька
266. Про чертей

Скребцов Федор Егорович
267. Хитрая жена
268. Елизар Елизарович

Макаров Иван Алексеевич
269. Шут

Трифонов Федот
270. С промыслом
271. Ваня и Мfха

Корельский Степан Петрович
272. Лешой
273. Водяной

Бабкин Федор Яковлевич
274. Надсада
275. Пометило

Базакова Ульяна Ивановна
276. Лиса и волк
277. Петушок задавился
278. Курушка
279. Иван-солдат
280. Жадные сыновья

Мошнаков Петр Михайлович
281. Расточительный сын
282. Князь Борсуков

Резин Евграф Ефимович
283. Пётр и Петруша

Бородин Яков Степанович
284. Марфа Царевна — отгадчица
285. Покойная кумушка
286. Покойный муж

Герасиомв Иван Кондратьевич
287. Русский, татарин, арап и швед

Воронихина Прасковья Степановна
288. Анюшка и Варушка
289. Покойный дружок
290. Лешевы родины
291. Леший водил
292. За овцу
293. Леший увел
294. Кушак


Воронин Владимир Иванович
295. Красная дуга

Леонтьева Ульяна Степановна
296. Васька-Васютка

Воронин Михаил Созонтович
297. Аркий Аркович и Иван-царевич

Коротких Савва Яковлевич
298. Ванюшка-дурак
299. Леший водил
300. Украденные
301. На лешем в Питер

Сынчиков Василий Михайлович
302. Чудесный случай
303. Шалость лешего

Словарь областных слов
Указатель имен и предметов

text_reviews

"Сборник великорусских сказок" вышел в свет двумя выпусками в Петрограде в 1917 г., с тех пор сборник не переиздавался и стал раритетом. Между тем, как и собрание А.Н.Афанасьева, `Сборник` 1917 г. является сводом текстов и представляет общерусское творчество: в нем помещено 367 сказок из многих губерний России.

Сказочная традиция России предстает перед читателем во всем богатстве и многообразии ее региональных проявлений.

Переиздание собрания, ставшего библиографической редкостью, без сомнения, окажется событием как для специалистов, так и для широкого круга читателей.

ОГЛАВЛЕНИЕ

КНИГА 1
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ
1. Об Иване-царевиче и о Царь-девице
2. Приключения двух стари
3. Злая невестка
4. Купленная девушка
5. О Жар-птице и о царе Ироде
6. Незнайко
7. Брат и сестра-лиходейка
8. Иван Запецин
9. Беглый солдат
10. Железный конь
11. Иван Покати- Горох
12. О том, как солдат снимал портрет с королевы
13. Петушок и Курушка
14. Иван-дурак
15. Медведь и старуха
16. [Кот, дрозд, петух и лиса]
17. Вавило Московский
18. [Мудрые ответы]
19. [Мудрые ответы]
20. Беззаботный монастырь
21. Об Юде предателе
22. О царе Соломоне

ВОЛОГОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ
23. Башмачник
24. Колдун и Анастасия прекрасная
25. Семён-скоробогач
26. Иван-царевич
27. Федор-царевиц
28. Крестник
29. Ерш
30. И на Машку бывает промашка
31. Мужик и черт
32. Жар-птица
33. Зорий-царевич и Елена-царевна
34. Поповна Машенька и Иван-царевич
35. Иван купеческий сын и царевна Машенька
36. Иван крестьянский сын и Марья-царевна
37. Солдатик, Марья-царевна и нехороший .
38. Золотые парнеки
39. Иванушка-дурачок и Настасьюшка-царевна
40. Иван купеческий сын и царевна
41. Митошка.
42. Девушка-рысь
43. Мышка
44. Горошенько
45. Настюха
46. Три брата
47. Как бык строил избу
48. Девка-семилетка
49. Петушок и Курочка

ОЛОНЕЦКАЯ ГУБЕРНИЯ
50. Сказка про нужного и про богатого

НОВГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ
51. Бог и барин (Марко богатый)
52. Сирота
53. Судьба
54. [Бедный мужичек и Николай Чудотворец]
55. [Илья Пророк и Николай Чудотворец]
56. Мельник
57. [Спящие отроки]
58. [Два брата и ведьма-мать]
59. Загадка
60. [Вороватый мужик]
61. Непрошенный сын
62. Одна копеечка
63. Муж и жена
64. Лихой попутчик
65. [Расправа с любовниками]
66. Сказание о царе Соломоне
67. [Коза]
68. [Лиса и тетерев]
69. [Собака и волк]
70. [Лиса и журавль]
71. Детоубийство, наказанное змеями
72. Царские загадки
73. В ученьи у лесового
74. Лесовой людоед
75. Колокольный ман — красный колпак
76. Звери в решете
77. Девка с лычком и звери
78. Никола Дуплинский
79. Неверная жена
80. Смерть и солдат
81. Барин и Климко
82. Барин и заброшенная старуха
83. Протопопова дочь
84. Бес и два брата (К рассказам о нечистых духах)
85. Морской царь и купеческая дочь
(К рассказам о нечистых духах)
86. Никитка и водяной дед-золотое волосье
(К рассказам о нечистых духах)
87. Царевнины загадки и добрый дух
(К легендам о добрых духах)
88. Злая женщина и добрый дух
(К легендам о добрых духах)
89. Обиженный солдат и добрый дух
(К легендам о добрых духах)
90. Судьба доброй девицы (Легенда
о присутствии Бога на земле)
91. Легенда о двенадцати братьях

ПСКОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ
100. [Мальчик, отгадывающий сны]
101. Вор Ворыга
102. Афинист князь
103. [Людоедка]
104. [Старая хлеб-соль забывается]
105. [Оклеветанная сестра]
106. [Мужик, медведь и лиса]
107. [Лгала и Полыгала]
108. Сказка о ерше
109. Иван Пантелеич
110. Агафон-синий балахон
111. Дурачок
112. Сказка [об Иване-царев
113. Лисица
114. Ванюшка-дуранюшка
115. [О смелой девице]

ВЯТСКАЯ ГУБЕРНИЯ
116. Московский портной
117. Бедной и богатой
118. Мотросилко
119. [Как жена хотела взять верх над мужем]
120. [О ленивой жене]
121. Липунюшка
122. Две Марьи-царевны
123. ["В богатстве правды нет"]
124. [Как мужик перехитрил черта]
125. Откуда медведи пошли
126. О том же [Золотая рыбка]
127. Об Иване, сыне крестьянском и Марье
128. [Девица и разбойники]
129. [О нечистой силе]
130. Мужик и запойщик
131. [Мачеха и пасынок]
132. ["По колена ноги в золоте"]
133. Маёрша
134. Царевне
135. [Как крепостной живописец рисовал барину черта]
136. Как царь Соломон из ада вышел
137. Леший в благодарность за услугу служит мужику
138. [Терем мухи]
139. [Не любо — не слушай]
140. [Лисица и дрозд]
141. [Семь Агафонов бестолковых]
142. [Коза]
143. Сказка об Иване-царевиче
144. Сказка о Марье прекрасной
145. Сказка об Иванушке и об Олёнушке
146. Сказка об Иванушке-дурачке
147. [Фома и Ерема]
148. [О чудесной утке]
149. Спор мороза с морозом
150. Сказка о Марке Богатом

КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ
151. [Золотая рыбка]
152. [Кот- Котович, Вол Волович и Иван-царевич]
153. [Баба-яга]
154. [Мужик, медведь и лиса]
155. [Не любо — не слушай]
156. [Вариант]
157. О священнике
158. Барин и кучер

НИЖЕГОРОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ
159. Лошадиная голова
160. Воры-разбойники
161. Три сестры
162. Петушок
163. Железный вор
164. Три солдата
165. Старик и старуха
166. Домок
167. Медведь и лиса
168. [На суде]

ЯРОСЛАВСКАЯ ГУБЕРНИЯ
169. Прибаутка .
170. Сказка о жерновках .
171. Глиняный Иванушка
172. "Вот клубок!"
173. [Царевна, разгадывающая загадки]
174. [Волк-дурень]
175. [Волк]
176. [Мальчик с пальчик]

ВЛАДИМИРСКАЯ ГУБЕРНИЯ
179. Сказание о сынке Иванушке
180. [О калиновой дудке]

ТВЕРСКАЯ ГУБЕРНИЯ
181. [Чудесная птица]
182. [Хитрая жена]

МОСКОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ
183. Как царская дочь захотела нужду узнать

КАЛУЖСКАЯ ГУБЕРНИЯ
184. [Муж, обращенный собакой]

КНИГА 2
СМОЛЕНСКАЯ ГУБЕРНИЯ
1. Об Иване-царевиче и водовозе Александре Александровиче
2. Богатый купец
3. Иван, кобылин сын
4. Про сиротских детей без роду, без племени
5. О бедном мужике
6. Про купецкого сына
7. Сколько я горя перелез
8. Солдат и Смерть
9. О богаче Марке
10. Дед и внук
11. Про умного Ивана
12. Об царском сыне
13. Девичий вечер
14. О попе
15. Как в сваты ездят
16. Как солдат ведьму медной пуговицей убил
(Рижская легенда)
17. Про ведьму
18. О дедах и бабках
19. Солдат Сироткин (Побывальщина)
20. Как один богач хотел своего сына женить
21. Лгун и Полыгала
22. Бабка Мауруха
23. Перегон солдатский
24. Лакей и барин
25. Как хохол задумал продать вола и
корзину коршунков
26. Мужик и цыган
27. Алхирей
28. Как наша Хруза думает молитву взять
29. Почему Московские — жулики
30. Попов работник
31. Солдат и смерть
32. Водка и горох
33. Про еврея, как он ночевал у мужика
34. Грязнавка
35. Сказка про свящельнического сына

ТУЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ
36. [Жид, покупающий иконы]
37. [Лихо одноглазое]
38. Сказка о Доне Ивановиче и Шате Ивановиче
39. [Наказание за жадность]

РЯЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ
40. [Еруслан Лазаревиць]
41. [Ванюшка-дурацок]
42. Иванушка.
43. [Ерш]
44. [Лисичка-сестричка и волк]
45. [Лисичка-сестричка и волк]
46. [Мужик, медведь и лиса|
47. [Расправа с любовниками]
48. [Петр I и разбойники]
49. [Звериное молоко]
50. О купце
51. Про Хихилюшку и Бабу-Ягу
52. [Солдат и барин]
53. [Ослеветанная сестра]
54. [По колена ноги в золоте]
55. [Братец Иванушка и сестрица Аленушка]
56. [Морской царь]
57. [Девица и разбойники]
58. [Баба-яга]
59. Каждому своя доля
60. О медведе

ОРЛОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ
61. Сказание о птице небесной о двухтелесной

ВОРОНЕЖСКАЯ ГУБЕРНИЯ
62. [Местная сказка]

ТАМБОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ
63. Иван девичий сын
64. Незнакомый кузнец, переделывающий
старых людей на молодых
65. Жулик Московский
66. Ненасытный волк
67. Иван, медвежье ушко
68. Лисица и заяц
69. Антон Запрутский
70. Бурая Яга, костяная нога
71. Из зернышка ветла

ПЕНЗЕНСКАЯ ГУБЕРНИЯ
72. [Отец и дочь]

САРАТОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ
73. Сказка об Иване-царевиче
74. Сказка об Иване-царевиче и
о царевне в свиной шкуре

АСТРАХАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ
75. Бог дал "Без Бога не до порога"
76. Два брата умных, а третий дурак

САМАРСКАЯ ГУБЕРНИЯ
77. [Козьма Сарафаныч]
78. [Не любо — не слушай]
79. [Набитый дурак]
80. [У бабы-Яги]
81. Загадки

УФИМСКАЯ ГУБЕРНИЯ
82. [Богатый мужик]
83. [Бедный мужик просвирку съел]
84. Фома и Ерема
85. Бык, баран, боров, гусь и петух
86. Макар-дурак
87. Солдатская школа
88. Красная головка
89. Дедушка-школьник
90. Сказка о попе и страннике
91. Солдат и старуха
92. Как мужик бабу голосить учил
93. Как старуха замуж выходила
94. Сказка о глупых людях
95. Иван-дурак
96. Страда
97. Петухан Куриханыч
98. Дешевый работник
99. Ворон Воронович
100. Мужик и водяной
101. Водяной царь

ПЕРМСКАЯ ГУБЕРНИЯ
102. Брат и сестра
103. Сказка об Иване, крестьянском сыне
104. Костерко
105. [Семилетка]
106. [Правда и кривда]
107. [Приключения солдата]
108. Воевода и мужик
109. Колобок
110. Терем мухи
111. Ерш
112. О лешаке
113. Сказка о лисице и волке
114. [Василиса Прекрасная]
115. Лисица и петух
116. Живалко-бывалко
117. Загадки и Акирь премудрой
118. Булдак Борисович
119. Сказка о Фоме и Ереме

ОРЕНБУРГСКАЯ ГУБЕРНИЯ
120. Смерть-крестная

СИБИРЬ ТОБОЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ
121. Сказка об Иване-дураке
122. Сказка про Ивана-дурака
123. [Птица-помощник]
124. Запечный Искр
125. Иван Купеческий сын
126. [Мертвое тело]
127. Воробей
128. [Два из сумки]
129. "Чему быть, того не миновать" [Марко Богатый]
130. Чудо-чудное, диво-дивное
131. Бесстрашный дворянин
132. [Мужик и Николай угодник]
133. [Сын купца]
134. Беспечальный монастырь
135. [Мужик обманщик]
136. Солдат
137. Сказка об Иване-дураке
138. [Солдат]
139. Сказка о трех братьях
140. Сказка о двух братьях и сорока разбойниках
141. Сказка об Иване-Семи-старцеве сыне
142. От худа пошел, да хуже нашел
143. [С умом горе, а без ума два горя]
144. Ворон-Вороневич, Коршун-Коршуневич
145. Ведьма
146. Портной
147. Волшебница
148. Ярахта кривой
149. Шайка разбойников
150. Вдова
151. [Оклеветанная сестра]
152. Сказка об Иване-царевиче
153. Медведь
154. Золотая свинья
155. Шанпанская королева
156. Сказка об Иване-царевиче
157. Иванушка-дурачок
158. Три купца
159. Народная сказка про мужика и бабу
160. Сказка про змея
161. Пьяница
162. Чудовище
163. Сказка про Ивана-царевича
164. Жихорко
165. Зеленые женихи
166. Лягушка-потягушка
167. Сказка про солдата
168. Два брата
169. Сказка про крестьянина
170. Сказка про купца
171. Два брата
172. Ум есть, а денег нет
173. Сказка про мужика
174. Сказка про монаха
175. Сказка про купца
176. Сказка про царя Людоеда
177. Сам с ноготь, борода с локоть
178. Сказка про попа
179. Иван Несчастный
180. Сказка
181. ["Не любо — не слушай"ј
182. [Сказка об Алеше Поповиче, Усыне и Горыне]
183. Купец Царион

АКМОЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
184. Гр ош
185. Умный хохол

ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ
186. Молодая жена
187. Удивительный мальчик
188. Суженая невеста

Схематическое изложение и руководящий указатель сказок

Словарь областных и малопонятных слов, встречающихся в сказках

ТЕКСТЫ СКАЗОК, НЕ ВОШЕДШИХ В "СБОРНИК ВЕЛИКО-
РУССКИХ СКАЗОК АРХИВА
РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА"
Курочка и петушок
Горе в деревне
(Скоморошина)
(Скоморошина)
(Скоморошина)
Иван Дурачек
Народная сказка о бурлаке
Смерть колдуна
Сам-с-Нокот, а Борода-с-Локот
Чертовы свадьбы

text_reviews

Сборник, впервые увидевший свет в 1884 г., составлен из собственных записей собирателя, сделанных на среднем Поволжье. В нем представлены не только сказки, но и весь круг народной прозы, куда входят "рассказы о достоверном": легенды, предания, мифологические рассказы - былички. Некоторые сказки, записанные Садовниковым, уникальны в русской сказочной традиции: ни до Садовникова, ни после него сказки эти не встретились нашим фольклористам.
Книга предназначена как специалистам, так и обычному читателю, которому она даст множество прекрасных сказок и преданий, очарование которых не стерлось со временем.

text_reviews

Старая погудка на новый лад - сборник сказок (1794-1795), составивший основную часть тома. Читая книгу, вдохновляешься глубиной русского языка, красотой сюжетов. Читая "предуведомление", оставленное автором-составителем, возникает чувство благодарности к человеку, который смог сохранить эти кусочки русской культуры: "Но может быть, некоторые начнут на меня за сие роптать, для чего я время употребил на то маловажное дело и для чего не занимался каким-нибудь поважнее..." В дополнение к трем частям Старой погудки были размещены еще четыре сказки отдельных изданий.

text_reviews

В книгу вошли два сборника сказок "Русские народные сказки, прибаутки и побасенки" Е.А. Чудинского и "Народные русские сказки, собранные русскими учителями" А.А. Эрленвейна.

Небольшая по объему, но очень ценная книга. Прочитав только предисловие, написанное А.А. Эрленвейном, убеждаешься в этом:

"Будучи преподавателями в народных школах, мы, сельские учителя, на досуге, по окончании обычных занятий, находили удовольствие в записывании по вечерам сказок, песен, загадок со слов наших учеников и других случайных посетителей школ из крестьян".

СОДЕРЖАНИЕ

Вводная статья А. Шевцова
Сказки и побасенки
Русские народные сказки, прибаутки и побасенки. Сборник Е. А. Чудинского:
1. Мизинчик
2. Солдат
3. Иван, вдовинский сын и Гриша
4. Али-баба Мустафа и Али-баба
5. Волшебная дудочка
6. Купец
7. Болтунья
8. Жена докащица
9. Небесная избушка
10. Дурак набитый
11. Лукавая жена
12. Медведь и лиса
13. Дочь и падчерица
14. Вещий сон
15. Дока на доку
16. Деревянный Орел и Царевич-летатель
17. Райская птичка
18. Золотая нога
19. Цыган в монастыре
20. Русский и жид
21. Мужик и царь
22. Барыня и горничные
23. Капризная жена
24. Морока
25. Колдунья
26. Чернокнижник
27. Вызывание привидений
28. Оборотень
29. Клад
30. Василиса Васильевна
31. Коркун с коркунихой
Прибаутки
Загадки
Побасенки

Народные сказки, собранные сельскими учителями. Сборник А. А. Эрленвейна:
Предисловие
1. Мушка-царица
2. Лиса и кувшин
3. Кот Еремей и кума лиса
4. Коза
5. Мужик и змея
6. Орел и птицы
7. Птичка золотой лоб
8. Цыган и мужик
9. Мать старушка — сын Лаврушка
10. Два брата
11. Три брата
12. Про солдата
13. Унтер-офицер Пулька
14. Про казака
15. Про купцову жену
16. Про старикова сына
17. Про дурачка
18. Об Иванушке
19. Об Иванушке
20. Как дурак волков наловил
21. Про купца
22. Падчерица и родная дочь
23. Иван-царевич
24. Иван-царевич и Марья-царевна
25. Иван-царевич и его охота
26. Климка
27. Струк-перо
28. Бур-храбер
29. Иван купеческий сын
30. Иванушка-шутничок и Вифлеевна-богатырша
31. Алеша Попович
32. Светозор
33. Ванюша-новорожденый
34. Дмитрий-царевич и удал добрый молодец
35. Про ужака
36. От кого пошла горелка на Руси
37. Про мужикова сына
38. О купце
39. Ковер-самолет
40. Лиса и кот.
Загадки
Отгадки

А. Шевцов. Вводная статья

В 1855-63 годах были впервые опубликованы три тома сказок Александра Николаевича Афанасьева. Это были не первые русские сборники сказок, но это издание положило начало научному собирательству сказок. До Афанасьева издавались в основном собрания, которые можно считать лубочными.

Как писал В.Я.Пропп: потребовался гений Пушкина, чтобы понять и оценить народность русской сказки, и чтобы родились собрания, подобные Афанасьевскому. В действительности, Афанасьев не был собирателем. Он издал сказки, собранные к этому времени безвестными, за исключением П.И.Якушкина, собирателями, работавшими после 1845 года в рамках Русского географического общества (РГО

Эта беда безвестности отличает и последователей. Лишь про издавшего в 1860-62 годах "Великорусские сказки" И.А.Худякова нам что-то известно. Вышедшие сразу вслед за Афанасьевым сборники собраны и изданы людьми, про которых мы до сих пор почти ничего не знаем.

О собирателе "Русских народных сказок, прибауток и побасенок", вышедших в 1864 году, Е.А.Чудинском все сведения берутся исследователями с обложки его сборника. Имя – Е.А. Собирал сказки и загадки в городской среде срединной России – в Московской, Тверской, Нижегородской и Смоленских губерниях.

И что особенно ценно, он впервые поместил в сказочный сборник то, что принято сейчас называть мифологическими рассказами или быличками – рассказы о колдунах, оборотнях и таинственных встречах. Вот и все.

Об издавшем в 1863 г. "Русские сказки, собранные сельскими учителями" Альфонсе Александровиче Эрленвейне известно чуть больше.

Родился в 1840 году в Бессарабии в семье немецкого доктора, переехавшего в Россию. Учился в Московском университете на юридическом факультете, но был отчислен в 1861 году за участие в студенческих беспорядках. После этого работал в основанной Львом Толстым сельской школе в "Ясной поляне", где и сумел увлечь сельских учителей собирательством сказок. Умер в 1810 году в Варшаве.

Свой сборник Эрленвейн переиздавал несколько раз, исключив из издания 1882 года несколько сказок, но добавив в него загадки. В этом издании исключенные сказки нами восстановлены.

Рассказывать же, как это принято в научном сообществе, о чем эти сказки и какие в них встречаются сюжеты по различным определителям, я не хочу. Сказка – это сказка. Ее надо слушать. В крайнем случае – читать. И лучше один на один.

text_reviews
Книга «Корни сталинского большевизма» — смелая попытка разобраться в бурных перипетиях нашей истории, приведших, в итоге, к слому государственного строя в России в 1917 году. Их причины Александр Пыжиков связывает с конфессиональным расколом второй половины XVII века, сформировавшим иной (латентный) образ жизни и мысли не одного миллиона русских, известный нам как старообрядчество.На чем основано авторское утверждение, что староверие — это узловой нерв русской истории? Каким образом это связано со сталинским большевизмом? На чем строились агитпроповские битвы за умы простых людей? Какую роль играли в ней советские писатели? Чего вообще стоила борьба за власть в СССР? Как и почему ее последствия сказываются сегодня?На страницах книги всплывают реальные портреты участников ключевых исторических и культурных событий, приводятся ссылки на их воспоминания, произведения и архивные документы. Книга адресована самому широкому кругу читателей.
text_reviews

Настоящее издание включает два классических издания русского фольклора, принадлежащие И.А.Худякову - видному фольклористу середины XIX столетия. "Великорусские сказки" - первый сборник в истории русской фольклористики, составленный из собственных записей собирателя. Они были сделаны в центральных губерниях России и в Москве. В этом собрании немало оригинальных сказок и вариантов, не встречающихся в "Народных русских сказках" А.Н.Афанасьева. "Великорусские сказки" И.А.Худякова переиздавались лишь однажды - более трети века назад.

Другое классическое собрание И.А.Худякова - "Великорусские загадки", служащее как бы дополнением к мифологическим воззрениям молодого ученого, проявившимся в сборнике сказок. Загадки составлены на основе архивных материалов, относящихся к разным регионам России.

text_reviews

В настоящий сборник вошли сказки Вятского края, записанные в 1908 году членом Русского Географического Общества Дмитрием Константиновичем Зелениным.

Как пишет сам Дмитрий Константинович, "Вятский край нельзя назвать особенно богатым народными сказками. Скорее наоборот: страна Вятская бедна сказками". Тем не менее, в настоящем сборнике представлено 133 сказки Вятской губернии и 6 Вотяцких сказок.

А. Шевцов. Вводная статья

Зеленин родился в 1878 г. в семье священнослужителя в небольшом селе в Вятской губернии, и до конца жизни был верен своему краю. Поэтому его "Великорусские сказки Вятской губернии" были одним из самых любимых произведений.

Рассказ о Зеленине в Википедии незаслуженно беден:

"Окончил Вятскую духовную семинарию и в 1904 году историко-филологический факультет Юрьевского университета… Основные труды о русской народной поэзии и говорах опубликовал в 1900-1915 годах. Большинство его работ связано с родным краем, куда ученый приезжал в экспедиции, а затем поддерживал тесные отношения со своими земляками, активно участвуя в работе Вятской ученой архивной комиссии.

С 1916 года Зеленин возглавлял кафедру русского языка и словестности в Харьковском университете. В 1925 году стал профессором кафедры этнографии Ленинградского университета, а также избран членом-корреспондентом АН СССР".

Вся научная жизнь протекла между строк о кафедре русского языка и избрании академиком.

В действительности же Зеленин представлял редкий в то время тип ученого, совмещавшего этнографию и языкознание. В то переходное время, когда советская наука только складывалась, это позволило Зеленину, в сущности, возглавить российскую этнографию, выведя ее на очень высокий уровень языковедческих исследований.

Думаю, Зеленин проложил дорогу Проппу с его исследованиями русской волшебной сказки. Им же была написана, вероятно, первая рецензия на "Морфологию сказки" Проппа в 1928 году.

Владение полевой этнографией одновременно с языкознанием позволило Зеленину поставить вести диалог с ведущими исследователями мира о возможности восстановления индоевропейского праязыка, а с ним и образа жизни наших предков. Зеленин шел к этому через изучение обряда, и работал, в отличие от предшественников, не на ушедшем материале, а на тех свидетельствах, что давала живая и наблюдаемая исследователем этнография.

На примере этнографии вятской земли Зеленин говорит о том, что когда нет прямых свидетельств, исторические источники скудны, надо привлекать источники косвенные, вглядываясь в частный домашний быт. Именно из быта народа Зеленин выводил те возможности изучения духовной жизни народа, которые составили основное содержание его статей.

Быт лишь на первый взгляд является чем-то далеким от духовной жизни. Он весь проникнут домашними обрядами и представлениями, сохраняющимися с древности. К тому же, у нас нет иной жизни, кроме быта. Поэтому желающему понять, как же жили наши предки, и освоить их мудрость, не посоветуешь иного пути, кроме как: читайте народную сказку. В ней все есть.

text_reviews

Двухтомник Василия Алексеевича Левшина - редкое издание. Материал по народному творчеству заимствовал из этих сказок и Александр Сергеевич Пушкин. Часть сюжетов была заимствована лубочными мастерами для создания своих произведений. Сдавая в печать издание сказок, Василий Алексеевич попытался создать "Библиотеку русских романов". Он сравнивает русских богатырей с европейскими рыцарями, а русские сказки с европейскими романами. Таким образом, он прививает гордость за историю русского народа:
"С намерением сохранить сего рода наши древности и поощрить людей, имеющих время собрать все оное множество".

text_reviews

 Вы держите в руках поистине уникальное издание. Это переиздание сборника "Игрушка. Ее история и значение", выполненного Издательским товариществом "Роща Академии" и Обществом Русской Народной Культуры "Большая Медведица" по заказу и содействию Музея-Заповедника народного быта. Сборник "Игрушка. Ее история и значение" впервые вышел в 1912 году под редакцией известного в свое время художника, знатока народных промыслов и ремесел, основателя первого в стране Музея игрушки Николая Дмитриевича Бартрама. Издался сборник в известной в дореволюционной России типографии товарищества Ивана Дмитриевича Сытина.
Издался в то время, когда Россия оказалась в той исторической точке, в которой шел поиск пути, по которому идти дальше. Многим из лучших сынов России путь ее виделся как путь особенный, самобытный, путь, который будет принят русским человеком. Так называемый, Русский путь. Большинство художников, писателей, композиторов, философов, предпринимателей обращались туда, где народ хранил исконные знания о мире и о том, как в нем жить. Хранил в своем быте, в своем мировоззрении, в своем творчестве. Сборник об игрушке, ее истории и значении не является прямым указанием русского пути. Но он вписан в общий поиск сынов России, кто на рубеже веков и смены строя, культуру своего народа видел источником вдохновения и мудрости.

text_reviews

В этот том Полного собрания русских сказок вошли "Сказка о ?золотой горе" и три сборника, впервые вышедших в конце 18 века: "Лекарство от задумчивости и бессонницы, или Настоящие русские сказки", "Дедушкины прогулки" и сказки, собранные Петром Тимофеевым. Все они открывают отечественную традицию издания русских сказок, стоят у самых ее истоков.

Составители всех сборников видели свою задачу в том, чтобы дать современникам легкое занимательное чтение, "сборник рассказов на грядущий сон" — "лекарство от бессоницы".

text_reviews

Это необычный роман. Александр Шевцов писал его вместе с читателями в течение нескольких месяцев, выкладывая на фейсбуке главу за главой. Сам автор говорит, что заканчивая очередную главу, он сам никогда не знал, а что же будет дальше. Бурные читательские обсуждения помогали ему двигаться дальше. И вот роман готов. Если коротко, то роман получился о мудрости простого русского народа. О глубине тех знаний, которые копились веками, а потом почему-то были утеряны. Погружаясь в мир русской деревни, какой она была в прошлом столетии, читатель заново открывает для себя неожиданные стороны деревенского быта, знахарства и настоящей народной магии. Знания, которые всегда бережно хранил народ, автор снова возвращает нашим современникам.

text_reviews

Доктор исторических наук Александр Владимирович Пыжиков представляет забытый труд Владимира Васильевича Стасова "Происхождение русских былин", вышедший в 1868 году. Во второй половине ХIХ века это разгромное сочинение стало ушатом холодной воды, выплеснутой на всех, кто упорно поддерживал национально-христианские фикции. Эта стасовская работа не только внесла заметный вклад в отечественную фольклористику, но и стала отправной точкой российского евразийства, о чём многие сегодня даже не подозревают. В ней рассмотрен обширный былинный материал различных народов Европы и Азии. Главная мысль: выявленная общность сюжетов отражает не просто схожие событийные зигзаги, поэтические приёмы, а выражает глубину мировоззрения народов ушедшей эпохи. Присущее древности, оно далеко как от стандартов европейского просветительства, так и от конфессиональных веяний.

text_reviews

...Как огонь может проникать сквозь границы миров? Это открывается тем, кто способен долго смотреть в огонь умственным взором. Кроме жара и пламени в огне есть еще одна часть — дуличь. Она не горячая и не холодная, она пронизывающая и порождающая движение. И она связывает все со всем, и всех со всеми. Но не все ее видят, а потому чувство сродства теряется меж людей.

 В этот раз огонь сердца так гнал Нетота, что он не смог ждать и пришел к своему Учителю воздушной дорогой, пролетев над все ми теми тропами, которыми ходил по болоту. Но чем тщательнее он старался повторить изгибы тропок и дорожек внизу, тем больше накапливалось ощущение, что над земляной  дорогой тянется невидимая стена или струя, которая, если в нее попасть, обжигает.

 Когда он вошел в кабинет Учителя, тот, как всегда, ждал его за столом.

 — Да ты загорел! — воскликнул он, улыбаясь и усаживая за стол. — Ну и каково это ощущать себя обожженным невидимым огнем?

/ из вступления. А. Шевцов. Пойди туда, не знаю куда. Книга вторая. Птичий язык / 

Хотите оперативно узнавать о новых встречах, книжных новинках и скидках?
Подпишитесь на email рассылку:




Вы сможете отписаться в любой момент!